Выпуск 28 Грубейшие нарушения организации, приводящие к банкротству Инвестиционно строительную компанию.
Мне посчастливилось побывать на объектах Удокан медь в период с 14 июня по 7 июля 2021 года.
Очень интересный инвестиционный проект по развитию добычи полезных ископаемых в районе Удокана на отметке +1500 метров на нескольких площадках разно уровневого положения. Развитая система проездов автомобильных дорог.
Как можно потерять контроль над инвестиционным проектом, выйти из бюджета и сорвать календарный план застройки в таком масштабном амбициозном проекте, очень просто, причин несколько:
- отсутствие квалифицированной профессиональной рентабельной кадровой политики
- отсутствие кадрового учёта и мобилизационного плана
- отсутствие своевременных решений по урегулированию споров в сметно-договорной плоскости
- отсутствие лицензионно-аккредитационной политики
- отсутствие планово-экономической политики
- отсутствие политики оценки качества
- отсутствие политики подготовки обучение и переобучения инженерно-технического персонала
- отсутствие методологической политики единого стандарта руководства строительными процессами проекта
- отсутствие систематизации и автоматизации в политике обеспечения снабжением и реализации готового продукта строительства
- отсутствие в принципе политики сопровождения бизнеса
- отсутствие политики единых регламентов в производственно-техническом и технологическом документооборота
- отсутствие финансово-экономической политики
Разберём эти ошибки на примере Инвестиционно-строительной компании "Антей" в составе подрядной организации ООО "Ливитек" в рамках технического заказа ООО "Байкальска горная компания" по инвестиционному проекту ПАО "Удокан медь".
Меня на этот проект приглашали долго и настойчиво, до такой степени настойчиво, что вынужден был заблокировать HR-менеджеров Антей, Ливитека и БГК. Но спустя почти 3 месяца меня просто уговорили принять участие в проекте, обещав райдер: трёхкомнатную квартиру, водителя, условия труда с полным оснащением и команду сплоченного профессионального коллектива, решающими были слова - честно у нас тут полная жопа, приезжайте пожалуйста.
Девушка оказалась по наивности своей очень проницательна - действительно то что я увидел это была та самая ЖОПА из которой просто так не выйти ни когда. Да и уловка с райдером у ней то же сработала когда я увидел убитую однушку-квартиру - я сказал что палатка с удобствами на улице меня устроит больше.
И так по порядку, что я увидел сразу, прибыв на объект:
1) структура проекта = три технологические цепочки: основное производство по обогащению руды; развитие рудника и инфраструктуры; вахтовый посёлок.
2) пищевая цепочка = инвесторы и фондовый рынок готового продукта: разработка, подготовка, производство, доставка, монтаж, пусконаладка, выход на производственные мощности и реализацию
3) структура тендерных закупок услуг имеет более 300 площадных и линейных объектов
4) развитая сеть сгущения полевых полигонов от 1 до 3-4 классов в прямой видимости - более 400 знаков
5) все площадные объекты увязаны в единую дорожную карту с резервными и аварийными проездами
6) чёткая взаимосвязь между всеми субъектами производства в системе глобализации и автоматизации учёта движения материально-технических и технологических ценностей
7) контроль всех технологических и технических цепочек, а так же наличие действующих подразделений и мероприятий по оценке качества продукта на всех этапах подготовки и производства
8) наличие систем жизнеобеспечения, водо и энергоснабжения как основного так резервного и аварийного
9) наличие действующего инжинирингового обеспечения, сопровождения и авторского надзора
10) наличие системы внутреннего и внешнего аудита. а так же независимого технического, технологического и экономического надзора
11) наличие системы сопровождения и обеспечения безопасности бизнеса
Теперь понимая масштаб проекта остается ответить на один вопрос = что и как пошло не так?
Выходя на новый проект мы всегда пили за один уникальный тост = главное не обосраться. Примечательность тоста в том, что каждый профессионал своего дела чётко понимает узкие места где можно обосраться и как это событие может повлиять на действия и деятельность остальных специалистов увязанных в один процес, как доктор могу сказать, достаточно в коллективе обосраться одному - обосруться все и этого будет достаточно что бы засрать любое дело. У японцев есть поговорка - от мелочей зависит победа в целой войне. То есть каждый понимает что из-за какой то мелочи можно просрать всю стройку и весь проект в принципе.
Теперь вернёмся к нашей истории. Что пошло не так и почему проект просрали. Слабым звеном стал людской фактор. Что с ними не так. Да всё не так.
Разберём как должно было быть. Прежде чем попасть на проект, согласно подготовки и переподготовки кадровой политики со всеми работниками, а особенно с руководящим составом должны проходить адаптивные мероприятия:
- определение уровня знаний, умений, навыков
- определение способностей и навыков обучаемости и пере обучаемости
- определение уровня квалификации и специализации
- определение функциональных задач и целей производства
- определение нормативно-правовой базы знаний необходимых для успешной работы
- определение условий труда, распорядка, режима, и организации рабочего места
- определение оснащённости и проф пригодности
- разработка мероприятий по обеспечению технического и технологического процесса производства
- разработка регламентов, инструкций, методических пособий и карточек труда
- разработка схем технологических и технических процессов труда как в календарном так и производственном цикле, установка норма-времени на операционные карты производственных процессов
- разработка технологических карт, проектов производства работ, проектов организации работ, проектов организации строительства и сетевых календарных графиков производства отдельных видов манипуляций и работ, как независимых так и совмещённых
- проведение мероприятий по адаптации команды коллектива занятых в производственных процессах, выявление психо-соматических дефектов и доработка организации рабочих мест
- проведение тренингов и стресс тестирования руководящего состава
- обучение и курирование каждого специалиста на рабочем месте
И это совсем не полный перечень что должно было происходить с работником до прибытия на объект.
Что же произошло. Я это понял не сразу, до меня стало доходить по мере наблюдения за коллективом коллег - работали мы все ИТР в одной штабной палатке, так что все были на виду.
Занимаюсь по функциональным обязанностям как новый специалист на объекте входным контролем проектной и разрешительной документации. Нахожу не соответствия и не вязки, задаю вопрос начальнику ПТО - в пустоту ответа реакции ноль, один негатив словно помешали играть в игрушки - так и есть, играет. Увидел пересортицу материалов задаю вопрос начальнику ОМТС - реакция та же и ситуация та же самая. Увидел отсутствие распоряжений и некорректно составленный акт, задаю вопрос коменданту вахтового посёлка, он же кладовщик - у меня дежавю. Потребовались акты входного контроля, паспорта и товарно-транспортные - думаю механик то мне что-то в купе с комплектовщиком и инженерами ПТО что то да скажут = пожимают плечами типа у нас это ни кто не требовал так мы типа и не делали. Задаю вопрос по согласованиям авторского и строительного надзора (узел не соответствует проекту) уже зам. ген директора по строительству, типа как и что вы делали по этому вопросу = да они там звери ничего не согласовывают и на подписывают уже пол года. Хорошо мне нужно сдать тех готовность колонн, а они смонтированы другим способом с использованием других монтажных узлов и материалов = делаю фото. скрины чертежей. нахожу РД на серию узла выполненного в натуру, пишу фразу для журнала авторского надзора и раздела 7 общего журнала работ. И отправляю всё это всем заинтересованным лицам включая нач. участка который производил когда то эти работы, прошу срочно коллегиально решить вопрос тех готовности монтажной сборки, в копию ставлю всю мою братию причастных коллег. Коллеги смотрят как на дурака типа - пустая трата времени и вообще это обязанность типа генподрядчика согласовывать. Отрываю жопу иду к генподрядчику в офис, ставлю на уши всех и получаю предписание полугодовалой давности что фирма антей уже давно забила на этот вопрос и соответственно выполнения ноль, пока не будет устранено. Чудненько ставлю на уши руководство техзаказчика и прошу дать золотой пинок всем причастным лицам влияющим на закрытие техготовности объекта. Прихожу в штабную палатку сидят нач. технадзора и нач укса авторского надзора и уже ищут журналы на полках ПТО. Вопрос решился за считаные минуты.
Теперь о вопросе подбора персонала - если люди приехали получать жопочасы то им не выгодно делать работу в принципе это противоречит кормушке, то есть их устраивает что бы капало и регулярно и бесконечно.
Не знаю какие выводы сделали коллеги, но мне тут же стали искать замену. Я с удовольствием объявил коллективу что персонаж временный и что мне нужно сделать всего два вида работ и я сам уеду не зависимо от того оплатят мне этот труд или нет - но работу я сделаю полностью и сдам заказчику в окончательном готовом виде.
Что именно мне было нужно для технической готовности объекта по разделу КМ:
1) Акты входного контроля на изготовление изделий и деталей с сертификатами, декларациями соответствия и паспорта на материалы, АКЗ, сварочные материалы, оснастку и сопутствующие
2) Паспорта на сборочные единицы и АКЗ и сварочные материалы
3) Транспортные накладные и справки складов о размещении мест и условиях хранения. заключения ВИК изделий и другие способы лабораторных исследований
4) Акты входного контроля и справки выдачи под монтаж
5) Акты предварительных сборок и схемы
6) Акты проводимых испытаний конструкций и сборочных единиц
7) Заключения о возможности замены и монтажа подписанные авторским надзором и тех. надзором тех. заказчика ( в нашем случае это было необходимо по причине монтажа из аналоговых частей)
8) Исполнительные съёмки подписанные тех. заказчиком на раздел КЖ и акты тех. готовности КЖ с разрешением проведения работ по разделу КМ
9) Акты испытаний затяжки высокопрочных болтов и блоков жёсткости со схемами сборки
10) Исполнительную съёмку расположения баз колонн и вертикальность самих колон
11) Исполнительную съёмку балок на всех отметках и расположение маршевых лестниц
12 ) Акт освидетельствования ответственных конструкций
13) Акт технической готовности объекта по разделу КМ
Эти работы я сделал буквально за один день, а вот оформление документов заняло почти неделю. Но не это была главным в этом вопросе. Существенным препятствием стало то обстоятельство, что весь конструктив по разделу КМД были ворованными у другой подрядной организации, которая ввиду сильных морозов не стала выполнять бетонные работы по титулу 19.7, а предпочла выполнить подготовку работая на склад металлоконструкция. Антей напротив включив наглость просто смонтировал готовые изделия титула 19.7 на позицию титла 19.8. Сэкономив при этом на подготовке производства и изготовлении металлоконструкций - выдав их за свои. Вот почему у нач. ПТО не было ни одного документа подтверждающего происхождение материалов на строй площадке.
В сложившейся ситуации Ливитек попал в ситуацию, что одна организация выполнив подготовку не может выполнить монтаж так как материалы украдены, а друга организация не может выполнить закрытие монтажных работ так как не может подтвердить происхождение материалов. Что повлекло претензионный спор и расторжение договора, а как следствие аннулирование членства СРО и потерю банковской гарантии.
Все вышесказанные события повлекли за собой отзыв лицензии и расторжение прямых договорных обязательств уже между БГК и Антей по другому договору генерального подряда, где мною так же производились работы:
- выделение земельного участка под строительство
- создание геодезического обоснования района
- разработку геодезической разбивочной основы внутри площадных объектов и вне площадных объектов
- создание модели разбивочной основы и создание проекта для разбивки в строительной сетке площадки объекта
Все эти работы были произведены в отведённый законодательством срок и отданы по актам на рассмотрение, согласование и утверждение тех. заказчику.
Срыв сроков работ и начала работ произошел чисто из-за отсутствия лицензии, СРО и отсутствия подписанного договора между субъектами проекта, что повлекло отказ от работ подрядчиков и потерю банковской гарантии из-за срыва сроков начала работ по контрактам.
Было интересно наблюдать коллектив во главе с замом по строительству, которые просто ни одного дня трезвыми на работу не появлялись, вместо рабочих дискуссий и реальных документов, способных повлиять на ход календарного графика работ, господа весело делились результатами бурных гулянок и ночными приключениями.
Вот перед самым отъездом я наконец то услышал радостную весть договор переподписан, банковская гарантия получена и СРО возобновлено. Вопрос что с календарным графиком - ответ зама по строительству меня просто убил: через пару дней приезжает бригада бетонщиков будет вязать арматурные каркасы под бетонные изделия башмачной-стаканного фундамента. И при мне комплектовщику поставлена задача найти арматуру Б/У примерно под проектные данные. Я с изумлением только прокомментировал = перепроизводство на склад ведёт к банкротству, пока вы в скальнике разработаете котлованы по 11 метров, пока вы сдадите уплотнение по слоям в 3 метра отсева, пока вы попадёте под селевые потоки и решите вопрос водоотведения в горах, где погода меняется каждый час, ваша арматура сгниёт, а люди сдохнут без зарплаты, у вас нечем копать и бурит, нет договора с лабораторией - а вы везёте арматурщиков у которых нет объёмов и закрытия.
Теперь вы понимаете как легко можно просрать инвестиционный проект, всего лишь нарушив принцип подбора квалифицированного технического персонала и специалистов.
К сожалению я так и не увидел кассовой справки, и думаю она вообще может не появиться в таком коллективе.
Надеюсь инвесторы Удокан Медь когда нибудь заинтересуются куда деваются деньги в чёрных дырах проекта и сделают соответствующие выводы.
Немного общедоступных материалов из интернета на эту тему.
Комментарии
Отправить комментарий